Главная / Новости / 2019 / Байкал-Инжиниринг заменит самолеты Ан-2

Байкал-Инжиниринг заменит самолеты Ан-2

В целях развития региональной авиации страны Минпромторг объявил конкурс на разработку легкого многоцелевого самолета, предназначенного для местных воздушных линий, на замену легендарного «Кукурузника».


В октябре 2019 года дочерняя компания АО «УЗГА» «Байкал-Инжиниринг» выиграла тендер, сформированный на основании требований потенциальных эксплуатантов, на разработку легкого многоцелевого самолета (шифр ЛМС). На сегодняшний день компанией выполнен аванпроект, который получил положительное заключение профильных институтов отрасли (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ) и рекомендован к дальнейшей реализации. 



Почему Байкал-Инжиниринг?


УЗГА принято решение реализовывать проект по созданию самолета на замену Ан-2 в рамках отдельной дочерней компании  «Байкал-Инжиниринг», поскольку предполагается участие в проекте ряда партнёров — НИЦ им. Жуковского, предприятий кооперации, инвесторов. В проекте предполагается участие ряда партнёров — НИЦ им. Жуковского, предприятий кооперации, инвесторов. Одним из возможных участников проекта является Улан-Удэнский авиационный завод (Бурятия), на базе которого предполагается производство самолета. 


В связи с этим юридически компания «Байкал-Инжиниринг» закреплена в Улан-Удэ, тогда как фактическим местом нахождения инженерного состава является город Москва.


УЗГА начал работы в сфере малой авиации в 1993 году совместно с Московским авиационным институтом (МАИ). На базе КБ МАИ создан Инженерный центр АО УЗГА — сегодня он насчитывает более 300 конструкторов и сертифицирован как Разработчик. ИЦ УЗГА обладает уникальными для России компетенциями разработки легких и региональных самолётов, поскольку во времена СССР компетенции разработки и производства лёгких самолётов и вертолётов находились не в России, а на Украине, в Польше, Чехословакии и Румынии. 


Сегодня на счету коллектива разработка (в том числе совместно с МАИ) самолетов «Авиатика-МАИ-890У» и МАИ-223, МАИ–411, Viscount V–100, различные модификации учебных самолетов ДА-42 и 19-местных региональных самолетов Л–410. 


В части разработки «Байкал-Инжиниринг» будет опираться на ресурсы ИЦ УЗГА —ключевые специалисты уже перешли в состав вновь образованной компании.  


Проект не заканчивается на этапе разработки — создавая самолёт, необходимо думать о следующих стадиях жизненного цикла: о технологичности его производства, удобстве и надежности в эксплуатации — все это напрямую влияет на стоимость лётного часа и коммерческий успех. За последние 20 лет УЗГА произведено и поставлено более 200 лёгких и региональных самолётов заказчикам, накоплен опыт их эксплуатации, и предприятие применит накопленные знания в новом проекте. 

фото_Ан_2.png Легкий многоцелевой самолет создается для местных воздушных линий в рамках программы развития региональной авиации с широкой областью применения. Одна из главных новинок и дань времени — модульность платформы, которая позволит создавать модификации самолета в зависимости от целей: для пассажиро- и грузоперевозок, беспилотный вариант, для десантирования, патрулирования и мониторинга, санитарный вариант, для поисково-спасательных и авиационных химических работ.



Минпромторгом заданы требования, по многим параметрам превосходящие аналогичные характеристики Ан-2, а именно:


•  расчетная крейсерская скорость полета не менее 300 км/ч;


•  расчетная практическая дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 2 000 кг и аварийным навигационным запасом (АНЗ) на 45 минут полета - не менее 1 500 км;


• максимальный взлетный вес 4800 кг;

• расчетные взлетно-посадочные характеристики соответствуют или превосходят соответствующие характеристики самолета Ан-2;


• конструкция планера самолета состоит из материалов на основе алюминиевых сплавов, обеспечивающих ремонтопригодность самолета в полевых условиях и безангарное хранение;


• пассажировместимость 9 человек (по требованиям ФАП с возможностью увеличения в будущем до 12 мест).


• целевая стоимость самолета при серийном производстве не превышает 120 миллионов рублей в ценах 2020 года, а целевая себестоимость эксплуатации самолета в пересчете на летный час (без учета стоимости владения) — не более 30 тысяч рублей.


Сам проект оценивается в 4.5 млрд рублей включая типовую сертификацию. 


С Минпромторгом заключен контракт на первый этап данных работы на сумму 1.25 млрд рублей  




Реализация проекта


Согласно заключенному контракту, первый опытный образец (образец для статических испытаний) будет создан к концу 2020 года. Начало испытаний запланировано на середину 2021 года, сертификация — на 2022 год, а запуск в серийное производство запланирован в 2023 году.

 

Сегодня заинтересованность в этих самолетах выразили авиакомпании «Полярные авиалинии» (Якутия), «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (Ненецкий автономный округ), «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (Архангельская область), «Аэросервис» (Забайкальский край) и другие. 


По данным мониторинга, в течение 5 лет с момента сертификации самолета эксплуатанты РФ готовы приобрести в финансовый лизинг не менее 110 самолетов (опцион по приобретению включает около 50-70 самолетов в РФ и не менее чем 50 единиц на рынке СНГ). Таким образом ближайшая рыночная перспектива этого самолета оценивается в 230 единиц.


— Основная сложность проекта — это сжатые сроки на реализацию и одновременно с этим у нас нет права на ошибку. Самолет создается на замену легендарного Ан-2, который совершил первый полет более 70 лет назад и эксплуатировался в количестве 18 тысяч единиц! К проекту приковано пристальное внимание руководства отрасли и страны в целом. Это, с одной стороны, налагает на нас большую ответственность, но и позволяет надеяться на привлечение к проекту лучших специалистов отрасли и использование самых современных технологий проектирования и изготовления самолета, — отметил генеральный директор АО «УЗГА» Вадим БАДЕХА.