Главная / Новости / 2021 / Комсомольская правда: «Традиции уральской авиации, закрепленные войной»

Комсомольская правда: «Традиции уральской авиации, закрепленные войной»

История ведущего авиастроительного завода началась накануне 1941 года.

560 самолетови 1 500 двигателей восстановили и вернули на фронт сотрудники завода № 404 в 1941-1946 годах.

6 раз коллектив завода побеждал в социалистическом соревновании ремонтных предприятий «Аэрофлота» в годы Великой Отечественной войны.

Завод собирал истребители И-15, И-16 и бомбардировщики СБ.

Уральский завод гражданской авиации сегодня занимается ремонтом авиадвигателей, создает их новые образцы, конструирует и выпускает самолеты. Мощные производственные традиции сформировались на УЗГА во времена Великой Отечественной войны.

Сложные задачи военного времени дали возможность предприятию гражданской авиации раскрыть потенциал. Еще в 1939 году это были ремонтные мастерские при аэродроме Уктус, но перед началом войны они объединились в самостоятельное предприятие гражданского флота СССР № 404. Перед войной завод ремонтировал самолеты У-2, По-2, массовые авиадвигатели М-11, М-17, МГ-31; занимался сборкой истребителей И-15, И-16 и бомбардировщиков СБ. К началу сороковых годов этот скоростной бомбардировщик уже успел повоевать в Испании, Китае, на Халхин-Голе и на Советско-финской войне. Мощные удары бомбардировщиков наносили крупный урон технике и живой силе противника.

После нападения фашистской Германии на Советский Союз гражданский воздушный флот был в оперативном порядке подчинен Народному комиссариату обороны. Все цеха завода были переведены на 10-часовой рабочий день.

В тяжелейших условиях инженеры завода внедряли новые технологии, позволяющие ускорить ремонт боевой техники. Из летописи завода: «…инженеры сутками не выходили из цехов, со стоянок самолетов - возвращали к жизни самолеты, моторы, аэросани, которые, казалось бы, невозможно было восстановить». Всего за военный период заводчане вернули в строй 560 самолетов и 1500 двигателей.

После ремонта двигателей восстановленные самолеты Ли-2 вновь возвращались в строй.

Во время войны средняя норма по ремонту и сборке составляла 214 % от гражданского времени. А некоторые рабочие бригады перевыполняли планы на 500 %. Всего за годы войны коллектив Завода № 404 шесть раз одержал победу в социалистическом соревновании ремонтных предприятий «Аэрофлота».

После войны завод продолжил выполнять важные государственные задачи, но приоритетом снова стала гражданская авиация. УЗГА производил ремонт двигателей самолетов Ил-12, Ил-14, а потом и Ту-154 Б2. Затем рабочие освоили ремонт двигателей для вертолетов Ми. А в 1990-е годы началось производство легких самолетов совместно с конструкторским бюро Московского авиационного института и учебно-тренировочных самолетов для летных училищ.

Сейчас предприятие делится на три дивизиона: «двигатели», «самолеты» и «инженерный центр». Развитием авиации в команде УЗГА занимается более
4 000 специалистов, перед которыми все так же стоят важные задачи: создание нового российского газотурбинного авиационного двигателя, выпуск беспилотных летательных аппаратов и самолетов для местных авиалиний.

Так на смену устаревшим самолетам Ан-2 и Ан-24 скоро придут новые региональные лайнеры. Они соединят людей из небольших городов на Дальнем Востоке, в Сибири, на севере России. Еще одна разработка УЗГА - это турбовинтовой региональный самолет на 44 места. Он пока не имеет своего имени, только условное обозначение -
ТВРС-44, но его технический макет будет представлен уже к концу 2021 года, а первые поставки запланированы на 2025 год.

Завод верен своим традициям, которые сформировались в тяжелые времена и закалили характер. Сегодняшним специалистам также не страшны сжатые сроки и большие планы, и они остаются верны своему девизу: «Качество на земле - надежность в небе!»

 


Великая Отечественная. Урал: Спецпроект Комсомольской правды (kp.ru)